Лето 2014 года — юбилейное для сельского поселения Сытомино Сургутского района.
Чем не повод наведаться в деревню, посмотреть, чем живет сибирская глубинка?
Своя метеостанция
Сытоминская метеостанция ведет свое летоисчисление с 1947 года. Считалось, чтобы прогноз погоды был верным, посты синоптиков должны находиться на удалении не более 50 км друг от друга.
К тому же над селом проходит воздушный коридор: от того, какое небо над Сытомино, зависит, дадут ли «добро» на вылет самолетам из Сургута.— Из аэропорта Сургута и сегодня частенько звонят: «Какая там у вас погода? Туман? Облака низкие? Все, откладываем вылет рейса». Раньше и здесь аэропорт был. Самолеты летом садились прямо на воду, зимой — на лед. Помню, люди возмущались, как это, погода такая хорошая, а вы шторм даете?! Разъясняли: если низкая облачность, взлетать опасно, — рассказывает Вера Осипова, начальник старейшей в Сургутском районе метеостанции. На эту работу она пришла в марте 1985 года, скоро трудовой юбилей. — Я училась в Тюмени на телеграфиста, но вернулся жених из армии, увез меня в Сытомино. Устроиться по специальности не получилось, в то время требовался работник на метеостанцию, меня и приняли учеником на три месяца. Так и началась моя трудовая биография здесь, в селе. Скоро уже тридцать лет…
Нынешним летом у Веры Дмитриевны много забот: вместе с супругом ремонтируют дом, готовятся к свадьбе сына, младшего из троих. Старшие живут и работают в Сургуте, в подразделениях ОАО «Сургутнефтегаз», но матери говорят, что тянет обратно. Была бы работа, вернулись бы в родное Сытомино.
Сотрудники метеостанции, за редким исключением, — пенсионного возраста, не идет молодежь.
— Зарплата маленькая, молодые предпочитают на бирже труда числиться, пособие по безработице получать, нежели у нас посуточно дежурить. К тому же здесь не пройдет такой вариант — просто прийти, отсидеть, нужно многое знать и уметь, — добавляет Вера Дмитриевна.
Сегодня на метеостанции круглосуточно мониторят количество осадков, температуру и влажность воздуха, активность солнца, измеряют направление и силу ветра. В 2010 году старушке метеостанции подарили новую жизнь — привезли и установили автоматику. Но ручной труд тоже востребован. К примеру, оценку температуры почвы на глубине от 20 до 340 сантиметров по-прежнему проводят метеорологи. Все данные объединяют в единую сводку, отправляют ее в окружную столицу.
Гелеограф, барометр, гигрограф — для многих это давно забытые понятия из школьной программы. Здесь эти слова обретают вполне материальное воплощение. Более того, приборы десятилетиями служат верой и правдой. Вот удивительный пример: гигрометр определяет влажность воздуха по натяжению человеческого волоса, закрепленного внутри.
В город. И назад — в село!
Сведения о метеостанции, да и о других сытоминских предприятиях, действующих и уже почивших в бозе, хранятся в пришкольном музее. Это богатейшее собрание предметов, документов, фотографий, повествующих о жизни сытоминского сельсовета. Хранитель музея — Владимир Чирухин уже известен читателям «МК»-Югра».
— Говоря о промышленных объектах, можно вспомнить отличный мебельный цех, который снабжал все соседние поселения этажерками, шкафами, столами и стульями. Первые парты сытоминской школы (она ведет свой отсчет с 1922 года) были изготовлены в поселке Горном Сытоминского сельсовета, они до сих пор хорошо сохранились, потому что сделаны не из пластика, не из прессованных опилок, как принято сегодня, а из натурального дерева. Годы эксплуатации им не страшны, — рассказывает Владимир Андреевич, указывая на экспозицию, посвященную школьной жизни на селе.
Многодетная семья Чирухиных получила постоянную прописку на берегу Оби в 1968 году, до того объехав немало мест.
— У родителей нас шестеро детей, все родились в разных поселениях нашего округа: Нижневартовске, Нахрачи, каких-то небольших поселках… Младшая сестра появилась на свет уже в Сытомино, — продолжает Владимир Чирухин. — В 1960-1970-е годы люди часто переезжали, везде можно было получить жилье, квартиру. Чего искали? Характер был у отца непоседливый. Мама рассказывала, что ни с того ни с сего мог сказать: «Поехали в другое место». Остановились в Сытомино. Отец занимался поначалу рыбодобычей, потом стал пастухом в совхозе. Мама работала там же телятницей.
Владимир, отучившись, получил профессию видеооператора и режиссера. Восемь лет проработал на Сургутском ТВ. Казалось бы, хорошо устроился деревенский парень: большой город, интересная, престижная работа. Но нет, потянуло обратно, в Сытомино.
— Сначала работа затянула настолько, что я и не думал о возвращении. Наши программы занимали призовые места на международных и всероссийских фестивалях. Но каждые выходные мы с семьей шли гулять в парк, тянуло на природу, — вспоминает В. Чирухин. — И в один прекрасный день супруга Оксана сказала: «Мы возвращаемся в село». От родителей здесь оставался домик небольшой, 1930-х годов постройки. Теперь я живу на берегу Оби, у меня лодка.
Дети поначалу возмущались, но и те привыкли. Старшая дочь учится на филологическом факультете Сургутского педагогического университета. Сын осенью вернулся из армии, восстановился в институте связи, там, где я когда-то учился. Пошел по моим стопам. Младшая дочь оканчивает школу. В общем, жизнь насыщенная, не скучаем!
Чирухин — интересный собеседник, о каждом предмете рассказывает в подробностях. Когда дошли до экспозиции старожильческой русской культуры, он обратил наше внимание на кистень — старинное русское оружие ударного действия.
— Их возили с собой, как правило, ямщики, чтобы отбиваться от волков и лихих людей, — объясняет хранитель школьного музея. — Кистень лежал в санях. Был еще так называемый летучий кистень. В случае опасности его можно было раскрутить, никого не подпуская к себе. В некоторых губерниях России кистень был настолько популярен, что до 90 процентов взрослых мужчин носили его при себе. Вещь была самая востребованная.
Этот экспонат передал Юрий Гаврилович Ярков, один из наших старейших учителей, год назад его схоронили. Он нашел оружие в деревне Тундрино на чердаке, хранил у себя.
Сытоминский музей не пустует, сюда регулярно заходят и местные, и приезжий люд. В прошлом году на базе музея провели четыре мероприятия районного масштаба. Что радует, гости приходят не с пустыми руками, несут на хранение редкие предметы из семейной коллекции, пополняя фонды музея.
— Бельгийский штуцер 1843 года привез нам заместитель главы Сургутского района Владимир Владимирович Феденков, — с гордостью показывает экспонат Владимир Чирухин. — Он побывал в нашем музее, понравилось. Тогда же пообещал нам ружье. Я не поверил! Это семейная реликвия времен Крымской войны.
Владимир Андреевич гордится тем, что вещи, которые иллюстрируют историю поселения, — настоящие, ими пользовались в быту, на охоте, в бою сотни лет назад. Это вещи с судьбой. Только такие хранятся в Сытоминском музее истории, «новодел» здесь не держат.
Два юбилея
Сельсовет Сытомино — ровесник Сургутского района, в 2014 году оба отметили 90-летие.
Единственное сохранившееся в Сургутском районе крупное рыбодобывающее предприятие «Восход» начиналось с рыбоприемного пункта, затем предприятие плавно влилось в Сургутский рыбокомбинат. Но после развала последнего получило статус рыбодобывающего участка и самостоятельность.
С 1992 года и до сегодняшних дней «Восход» коптит, вялит плотву, язя, щуку, сырка, немного муксуна, нельму и налима. Предприятие располагает посадочным цехом, где ремонтируют неводы, цехом обработки рыбы, где ее глазируют (покрывают ледяной корочкой). Имеются судоремонтный и механический цеха, катера, несамоходные судна, несколько «Уралов» и тракторов.
В Сытомино базируется филиал авиалесоохраны, есть лесничество — это ответ на вопрос, чем зарабатывает на хлеб мужское население. Женщины заняты на ниве образования и досуга, торговли: в Сытомино возвели современное просторное здание школы, малыши посещают детский сад, всегда людно в Центре досуга и творчества. Работают почта, отделение банка, сельские магазины.
…Дружной нарядной гурьбой в День России, 12 июня, демонстрация достигла своей цели — площади в центре Сытомино, где чествовали старожилов, передовиков производства, принимали поздравления по случаю праздника.
— За последние двадцать лет многое изменилось в поселке — новая школа, садик, переправа через реку Лямин, берегоукрепление, обновили «Восход», и много еще о чем можно говорить. Я сегодня слушал и удивлялся: пятнадцать минут ведущие перечисляли, сколько у вас организаций и предприятий. Хочу пожелать вам, чтобы поселок и дальше развивался, чтобы дети не уезжали, а оставались здесь жить и работать, — пожелал сельчанам Сергей Черкашин, глава администрации Сургутского района.
Кулацкая внучка
В прежние годы Сытоминский сельсовет объединял до десятка сел. Анна Ивановна Нехай, по отцу Букина, родилась в селе Ямском, куда сослали ее родных.
— Семью моего отца выслали из Омска. Они обосновались в Ямском, у Чертовой Ямы, так это место называлось. У меня даже есть документы, там написано, почему их раскулачили и сослали в Сибирь: было две коровы и три лошади. Работников не имели. Большое хозяйство, но сами все делали. За то и выслали. Все забрали, посадили и везли по зиме, да не на санях, а в плетеном коробе, как бабушка рассказывала, — вспоминает Анна Ивановна.
Женщина перебирает старые фотоснимки. К счастью, кое-что уцелело. Есть фотокарточка бабушки, она из числа первых жителей Сытомино, спецпереселенка. Есть снимок отца — фронтовика, воевавшего на Ленинградском фронте.
— Поначалу его не брали в армию, считался врагом народа, но позже мобилизовали. Вернулся отец, к счастью, живым, но был ранен в правую руку, так что по воле судьбы стал левшой. Похоронили мы его в 79 лет, при медалях, чтобы на тот свет явился при параде! — с долей иронии говорит Анна Ивановна.
Немногое осталось и от любимой бабушки Степаниды, которая воспитывала шестерых внуков, пока родители трудились от светла до темна. Что-то передала на хранение в музеи — местный, при школе, и окружной, старинные иконы забрали дочери. Ей остался рукотворный крест — семейная реликвия: «Тяжело было, но бабушка, отцова мать, умудрилась что-то ценное провезти».
Всю жизнь Анна Нехай работала на почте. А выйдя на пенсию, занялась рукоделием — вышивает, ловко управляется с бисером, выступает на сцене в компании таких же, как она, бабушек. Внучка кулаков, против воли переселенных в Сибирь, не держит на сытоминскую землю обид, напротив, считает ее своей родиной — единственной и неповторимой.
Источник: mk.ru
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.
Свежие комментарии