«Единороссы» претендуют на статус правящей партии в Крыму
В преддверии выборов 14 сентября в Госсовет и муниципальные советы, «МК в Крыму» вместе с политологами знакомит читателей с основными игроками на политическом поле республики. По количеству бигбордов и прочей «наружки» на улицах крымских городов вперед уже вырывается «Единая Россия».
Именно этой партии эксперты и прочат успех на выборах. Однако злую шутку с «единороссами» могут сыграть старые кадры, которые незнакомы Москве, но хорошо известные крымчанам.Фото: krym.er.ru
От стройки дома — к строительству партии
Крымское отделение «Единой России» создано в апреле этого года. Секретарем избран спикер Госсовета РК Владимир Константинов, который ранее в партийном строительстве оставался на вторых ролях: был замом у лидеров КРО Партии регионов – сначала Василия Джарты, потом Анатолия Могилева.
По мнению политолога Александра Форманчука, нынешнему спикеру по силам ноша лидера «единороссов» — что он более чем убедительно доказал в ответственные дни исторического выбора крымчан, получив от них высокий кредит доверия. Для него важно найти разумный баланс между теми, на кого привык опираться, и теми, кто привнесет новые идеи для успешной интеграции Крыма в Россию. Он и сам это хорошо понимает.
- Константинов потянул роль политического лидера республики, способного повести ее за собой. Тем более у него богатый опыт строительства (Константинов возглавлял стройкомпанию «Консоль» — авт.). И не так важно, что строить – дом или партию, главное – уметь руководить процессом, — уверен политолог Андрей Никифоров.
Москва доверяет команде
В апреле и июне в региональный политсовет «ЕР» ввели 55 человек. Если изучить список, то можно увидеть разделение на группы влияния. Первая — 28 человек — Владимира Константинова: сотрудники созданной когда-то им фирмы «Консоль» и нынешние аппаратчики и депутаты Госсовета РК: Виктор Агеев, Алексей Андреев, Евгений Бубнов, Константин Бахарев, Светлана Гевчук, Лариса Георгиади, Олег Гордеев, Валентин Демидов, Петр Запорожец, Анатолий Иванченко, Григорий Иоффе, Галина Коноваленко, Валерий Косарев, Игорь Лукашев, Геннадий Магаленцев, Александр Макухин, Елена Романовская, Владимир Рыжко, Оксана Сергиенко, Владимир Серов, Сергей Тарасов, Сергей Федоркин, Ефим Фикс, Алексей Черняк, Юрий Шевченко, Лариса Щербула, Николай Янаки.
Вторая — 27 человек — премьер-министра РК Сергея Аксенова: соратники по партии «Русское единство» и бизнес-партнеры: Владимир Бобков, Сергей Бородкин, Ольга Виноградова, Евгения Добрыня, Анатолий Жилин, Артем Зильберварг, Андрей Козенко, Наталья Лантух, Михаил Макеев, Армен Мартоян, Сергей Михайлов, Виктор Павлив, Александр Палочкин, Антон Сироткин, Александр Спиридонов, Валентина Финиковская, Сергей Цеков, Лариса Чулкова, Роман Шантаев, Александр Шевцов, Михаил Шеремет, Георгий Шестак, Николай Шигалев, Владимир Яблоновский, Наталья Яицкая, Руслан Бальбек, Лентун Безазиев.
С учетом «конкурентной среды» стоит ожидать борьбы за влияние между ними.
- При желании можно и так все оценить, разделив верхушку крымской «ЕР» на «группы влияния», — рассуждает Андрей Никифоров. — Но тогда выпадут важные персоны, не входящие ни в одну группу, но относящиеся к сфере влияния других политиков. Есть и те, о ком сразу не скажешь, кто на них больше «влияет». Я бы говорил о создании единой группы Константинова-Аксенова. А борьбы за влияние оба лидера старательно избегают — как бы ни пытались ее «сконструировать» враги Крыма и те, кому без борьбы во властных верхах скучно. У премьера и спикера осознают опасность раскола в крымской власти.
«ЕР» переживает в Крыму непростой процесс становления — и внутрипартийная конкуренция неизбежна. Но ничего критического ожидать не стоит. Аксенов и Константинов способны обеспечить нужное взаимодействие для исключения нежелательных последствий в борьбе, добавляет Александр Форманчук:
- «Единороссы» имеют четкую партийную вертикаль, их руководство в Москве имеет необходимые рычаги влияния на местах. В том числе и в Крыму. Не говоря уже о роли президента России.
Политолог Владимир Джаралла не видит фактов, подтверждающих соперничество Аксенова и Константинова:
- КРО «ЕР» состоит из крымского сегмента Партии регионов и «Русского единства», их объединение возникло в исторический момент и переросло в организационное единство. Да, есть притирки — иначе быть не может. Но то, что — в отличие от прежних времен — ничего не вырывается наружу, говорит о рабочих противоречиях. Нельзя упускать из виду и фактор Москвы, пристально следящей за новым сообществом, изучая и делая выводы. В парторганизации не видно функционеров из центра — значит, ей дали большую свободу при условии выполнения поставленных задач.
Трансформация ПР в «ЕР»
В политсовет вошли и люди, репутацию которых нельзя назвать безупречной. К примеру, глава исполкома КРО «ЕР» Евгений Бубнов в 2011-м, когда он руководил Рескомитетом по защите окружающей среды АРК, попал в поле зрение прокуратуры по подозрению в злоупотреблении им служебным положением с ущербом на 60 млн. грн. (180 млн. руб.).
- Главная проблема крымских «единороссов» — в их привычке чувствовать себя правящей партией, при этом многие из них воспитывались не в лучших традициях преданности печально известному лидеру Партии регионов, — поясняет Александр Форманчук. — Поэтому так важно пополнение «ЕР» людьми, лишенными старых стереотипов регионалов. Пока процесс идет болезненно и неоднозначно. И нынешние выборы проблему не решат: нужно время для трансформации наследия Партии регионов в традиции «ЕР». Убежден, что все равно уйдут одиозные и ортодоксальные регионалы.
Андрей Никифоров предлагает разбирать каждый конкретный случай, а разговоры «в общем» — контрпродуктивны. По его словам, в процессе возвращения Крыма в Россию важную и позитивную роль сыграли и те политики, от которых этого мало кто ожидал:
- Некоторые идейные политические лузеры им этого простить не могут: у них-то с дрейфом в российскую сторону не получилось, лавры, на которые они претендовали, достались другим (по их оценкам – недостойным). Принцип — в первых рядах КРО «ЕР» имеют право находиться те, кто сыграл важную роль в «Крымской весне» — справедлив.
Владимир Джаралла замечает: все, кто стремится сейчас во власть и думают, что новые условия предоставляют им якобы нереализованный шанс, не понимают принципиальной разницы между системами управления России и Украины:
- В России ключевое значение имеет эффективность, достижение поставленных центром целей — если задачи не выполняются, то незамедлительно реагирует Москва. Если местные жители отказывают в доверии местной власти, это влечет оргвыводы и смену действующих лиц — и происходила перезагрузка всей системы управления на многих уровнях.
Два соперника для «Едра»
По мнению Андрея Никифорова, при грамотной избирательной кампании в преддверии выборов в парламент РК и муниципальные советы 14 сентября «ЕР» по силам взять большинство в Госсовете и на местах. Александр Форманчук дает «единороссам» не менее 75-80% мандатов во всех советах, включая и Госсовет РК:
- Решающий момент успеха — инерция общественных настроений крымчан, определенных референдумом 16 марта. Что бы ни говорили недруги Крыма и России, но абсолютное большинство крымчан не разочаровано в своем историческом выборе, несмотря на многочисленные раздражители переходного периода.
- «ЕР» возьмет столько, сколько захочет, остальные – сколько сумеют. Нынешняя компания остается прежней: есть лидер гонки, остальные добьются успеха, если будут работать. Избирательный процесс – технология, ее законы не секрет, проблема в том, как им следуют. Даже полный контроль не представляется лидеру невозможным, — рассуждает Владимир Джаралла.
Эксперты солидарны, что основными соперниками «ЕР» станут ЛДПР и КПРФ. Вероятно, попытают счастья «Патриоты России» и «Справедливая Россия».
- У остальных шансы не велики. «Эсэры» могут на что-то рассчитывать при очень точном своем позиционировании, но их первые шаги в Крыму говорят, что с этим у них большие проблемы. Но и ЛДПР и КПРФ едва ли смогут на равных конкурировать с командой Константинова-Аксенова, — подытоживает Андрей Никифоров.
- ЛДПР и КПРФ разделят второе и третье места по результатам выборов. Возможно, избирательный барьер преодолеют «Патриоты России». Других партий, способных пройти во власть, я не вижу, — заключает Александр Форманчук.
- Сейчас период определенной инерции, когда имеют значение узнаваемость и определенные ассоциации. Лидер — «ЕР», за ней ЛДПР — из-за имени Владимира Жириновского. В остальных случаях мы видим разброд, имена деятелей политического прошлого Крыма. Но кампания расставит все по местам: кто выстроит верную систему, тот преуспеет. Это касается и списков, и мажоритарки — обычно считается, что здесь происходят неожиданности, — завершает Владимир Джаралла.
За информацией о деятельности КРО «ЕР» мы настойчиво обращались в штаб этой политсилы в Крыму, однако за месяц пресс-служба так и не смогла подобрать ответы на вопросы «МК в Крыму».
Источник: mk.ru
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.
Свежие комментарии