В рыночной экономике товаром может быть не только газ, но и дым
Бурное развитие мировой экономики привело и к бурному уничтожению мировой природы.
В конце прошлого века Землю охватил синдром «глобального потепления», который связывали исключительно с ростом промышленных масштабов и значительно увеличившимися выбросами в атмосферу.
Теперь политики и экологи пытаются найти баланс между тем, «как надо развивать промышленность», и тем, «как сберечь окружающую среду». Одним из ключевых методов названо сокращение выбросов парниковых газов, которые сегодня можно к тому же и продавать на бирже.Юлиана Жихорь
Не можешь без дыма? Плати!
Киотский протокол — основополагающий международный документ для всеобщего регулирования выбросов в атмосферу. Если верить ему, то глобальную катастрофу можно предотвратить двумя методами снижения выбросов парниковых газов: перейти на более чистые технологии (то есть от сжигания угля к альтернативной энергетике — атомной, ветровой, солнечной и другим) и одновременно внедрять энергосберегающие технологии и очистные сооружения.
Хотя, надо заметить, что многие политики, так сказать, в частных беседах отмечают, что-де и «глобальное потепление», и Киотский протокол — это все изобретения развитых стран в ответ на бурное развитие экономик (в первую очередь промышленности) стран развивающихся. Мол, таким образом некие «длинные руки» пытаются управлять процессами экономического роста регионов Земли.
Но, как бы то ни было, присоединение к Киотскому протоколу — дело для каждой страны сугубо добровольное.
К тому же дающее странам самостоятельно определять: будут ли они снижать выбросы или хотя бы пообещают их не увеличивать. К слову, страна-инициатор мировой «тепловой истерии» — США, хоть и подписала протокол, но до сих пор его не ратифицировала. А Канада вообще из числа стран, присоединившихся к протоколу, чуть ли не демонстративно вышла.А теперь о главном. Этим документом помимо прочего юридически закреплена возможность «торговать выбросами». Причем торговля может осуществляться как между предприятиями, если одно, например, не выбрало квоту на выбросы, определяемую государством, а другое, наоборот, перебрало. В случае превышения установленного уровня государство вполне может оштрафовать предприятие. В этом случае гораздо дешевле необходимый «объем загрязнения» просто купить на бирже. Причем такая торговля идет также и между государствами.
Ведь именно государство определяет уровень нормативов эмиссий, то есть выбросов в окружающую среду. В случае превышения этих уровней предприятия ждут существенные экологические штрафы. При этом государство же накладывает определенные ограничения на их деятельность таким образом, чтобы сократить загрязнение окружающей среды до приемлемого уровня.
Но столь жесткая монополизация запретов не очень эффективна: во многих странах весьма успешно действует промышленное лобби, выступающее против внедрения экологических программ и административных методов управления «издержками производства».
Именно поэтому ряд государств предпочитает другую схему: власти устанавливают размер максимально разрешенного количества выбросов от источников загрязнения (и штрафы за их превышение) и распределяет их между предприятиями. При этом процедура распределения может быть трех типов: бесплатное распределение квот, распределение посредством аукциона или смешанная система (частично бесплатное, частично через аукцион).
Далее вступают в действие рыночные механизмы, а ответственному органу и государству остаются функции наблюдателя и контролера.
Продавцы воздуха
Данная схема сразу приобрела и доверие, и признательность общества. Она стала популярной среди бизнесменов потому, что позволяет минимизировать затраты общества в целом на достижение заданных природоохранных целей и гарантирует соблюдение заранее установленных ограничений на объем выбросов, поскольку на рынке циркулируют только разрешения, выданные предприятиям в соответствии с этими ограничениями, и никто не вправе увеличить их объем.
В то же время, торгуя правами на выбросы, промышленность сама, без вмешательства государства, выбирает наиболее дешевый путь достижения этих ограничений.
По сути, у каждого предприятия стоимость сокращения выбросов разная, поэтому некоторым дешевле сокращать выбросы, а у других издержки настолько высоки, что это сокращение равносильно сокращению объема выпуска.
Именно по такому принципу для каждой квоты на выбросы парниковых газов устанавливается денежная стоимость, равная альтернативной стоимости снижения выбросов. То есть: если цена квоты на выбросы выше издержек предприятия по сокращению выбросов, то у таких предприятий появляется возможность продавать свои квоты; а если цена квоты на выбросы ниже издержек по снижению выбросов, то выгоднее приобретать больше квот, не снижая уровень выбросов. Вопрос о покупке квот состоит не столько в количестве выбросов компании, а в том, что выгоднее: сокращать выбросы или покупать квоты.
Как рассказал на недавно прошедшем в Астане международном форуме Сarbon-KZ «Система торговли квотами на выбросы парниковых газов» старший эксперт по обучению и образованию Лейпцигской энергетической биржи Эккехард Вилл, сегодня торговля квотами на выброс стала в мире частью финансовых продуктов. «Торговля квотами на выбросы сравнима с торгами фондовых или долевых фьючерсов, — заявил он. — Поэтому во многих странах торговля квотами на выбросы контролируется банковскими органами, особенно производный рынок».
Основная идея биржевой торговли заключается в том, чтобы не устанавливать ограничения на выбросы парниковых газов, а создавать экономические стимулы для сокращения потребления энергоносителей и разработки энергосберегающих технологий.
Государство, распределяя квоты (как это делается во многих странах, включая Казахстан), получает свою долю: существуют специальные формулы расчета за единицу измерения.
Кроме того, сам рыночной оборот торговли избытком квот исчисляется миллиардами долларов, которые расширяют инвестиционные возможности предприятий. Только в прошлом году в Европейском союзе эта цифра составила около двух миллиардов евро.
Стоимость квоты, как и любая биржевая единица, зависит от многих обстоятельств. В прошлом году, например, в Евросоюзе за несколько часов произошел обвал цены на квоту на выброс углекислого газа на 45 процентов: с 5 до 2,5 евро за тонну. (Система охватывает 40 процентов выбросов тепличных газов в ЕС.) Резкое падение цен произошло после того, как Европарламент отказался приостановить на ближайшие два года действие особой кредитной системы, когда правительства стран ЕС практически бесплатно выдают промышленности квоты на дополнительные выбросы углекислого газа.
В результате такой политики ЕС в последние годы на рынке сложился излишек квот. Что не могло не сказаться на цене. Если десять лет назад на европейских биржах стоимость одной тонны квоты на выброс варьировалась от семи до 30 евро, то теперь редко превышает пять евро.
Как заявила представитель Thomson Reuters Point Carbon Анна Корниенко, на стоимость тонны квоты кроме политических причин также влияют «цены на топливо, погодные условия (повышение или понижение потребления электроэнергии, переход с одного вида топлива на другой), долгосрочные изменения в потреблении электроэнергии (например, экономический спад, внедрение энергоэффективности и т.д.)».
Но в любом случае торговля избыточными выбросами в атмосферу — весьма прибыльный бизнес для предприятий.
Чистое дыхание, казахстанский вариант
Возможность торговли квотами на выброс углекислого газа в Казахстане появилась еще в 2012 году, когда утверждены правила торговли квотами на выброс парниковых газов и углеродными единицами. Но собственно начало торгов было положено лишь в конце марта этого года, когда прошли первые продажи на площадке АО «Товарная Биржа «Каспий». (Она стала первой биржей по торговле квотами на выброс СО2 в СНГ.) В первых торгах приняли участие пять компаний. Было совершено четыре сделки с общим объемом 32 044 тонн СО2. Цена за тонну единицы квоты составила 455 тенге.
Торги прошли накануне окончания срока сдачи отчета об инвентаризации за 2013 год по фактическим выбросам парниковых газов, а также информации по проведенным торговым операциям. В случае превышения установленного объема квот, выделенных на 2013 год, предприятия обязаны погасить объем фактических выбросов парниковых газов, а недостающий объем квот должен быть приобретен на бирже.
Столь низкий интерес казахстанских компаний в торговле квотами вызван, как считают на товарной бирже «Каспий», слабой осведомленностью отечественного бизнеса открывающимися возможностями.
Вероятно, для «изучения опыта» и возможности «передумать» власти продлили срок действия квот, выданных на 2013 год до 1 июля (отчетный период обычно начинается в апреле). До этого же времени приостановили действие адмштрафов с одновременным снижением размера штрафов за превышение с 10 до пяти МРП за каждую единицу квоты нормы.
Это позволило не производить проверки предприятий до июля, не взимать штрафы за превышение выбросов парниковых газов за 2013 год, составляющие по энергетической отрасли 208 миллиардов тенге и по нефтегазовому сектору — 30 миллиардов тенге. (Общий объем выданных квот на 2013 год составляет 158 099 190 тонн СО2 с учетом дополнительных квот, которых выдано около 20 миллионов тонн).
Попытка заинтересовать бизнес торговать квотами возымела свое действие. Если в первых торгах приняли участие только пять компаний, то в работе международного форума Сarbon-KZ приняло участие уже полсотни предприятий, включая представителей крупнейших сырьевых проектов. (Всего в Казахстане квоты в 2014-2015 году распределяются между 166 компаниями.) Помимо них субъектами торговли являются также новые установки.
Так что вполне возможно, что в самое ближайшее время (то есть до июля) количество участников торгов значительно расширится. Тем более, что отечественная ставка за тонну выбросов вполне демократична.
Кстати, в настоящее время, как сообщил заместитель генерального директора АО «Жасыл Даму» Сергей Цой, казахстанская товарная биржа «Каспий» рассматривает возможность обмена квотами с зарубежными системами, в частности, с европейской. «В Китае прошли первые торги в конце прошлого года, корейская система запускается в деморежиме, и мы думаем, что при изменении Экологического кодекса также будем учитывать возможности линкования с другими системами. Будут допущены на рынок другие единицы, систему конвертации также надо прописывать в подзаконной базе», — сказал он.
Таким образом, в Казахстане сделаны первые практические шаги по биржевой торговле «квотами на воздух». В ближайшее время, как ожидается, начнется поэтапное введение механизма ответственности за превышение установленного объема квоты на выбросы парниковых газов. Это станет косвенным стимулирующим фактором для предприятий либо снижать уровень выбросов, либо активизироваться на бирже.
«Внедрение системы торговли квотами будет стимулировать природопользователей сокращать выбросы парниковых газов только лишь в случае, если природопользователи будут четко понимать систему торговли квотами, — считает председатель совета директоров АО «Товарная биржа «Каспий» Елнар Надыргалиев. — В любом случае, ограничение выбросов парниковых газов является частью политики Казахстана по переходу на «зеленую экономику», а также новой возможностью Казахстана участия в мировой торговле квотами и глобальном решении экологических проблем».
К слову, Казахстан заявил о намерении сократить выбросы парниковых газов до 2020 года на семь процентов по отношению к 1990 базовому году.
фото Талгата ГАЛИМОВА.
Источник: mk.ru
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.
Свежие комментарии