На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

С миру по нитке

12 978 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Макеев
    Это невозможно одиночный атом сфотографировать, пусть и навороченной, но всё же обычной фотокамерой, а не электронным...Ученые получили п...
  • Alexander Ivanovich
    Михаил Задорнов в своем концерте "Египетские ночи" тоже об этом говорил: что не могли фараоны выродиться в попрошаек....Расшифровка ДНК е...
  • АндрейБорков
    Точно, укрошумеры! Кто бы теперь сомневался. А вопрос - КТО ПРОВОДИЛ ЭТИ ИССЛЕДОВАНИЯ?Расшифровка ДНК е...

Человек в мире и мир в человеке

о романе Захара Прилепина «Обитель»

на фото Захар Прилепин

 Моя безбожная Россия,

Священная моя страна!..

Моя ползучая Россия,

Крылатая моя страна!

Игорь Северянин

Прилепин написал очень большую и очень своевременную книгу. Роман, место действия в котором — Соловецкий монастырь. Время действия — конец 1920-х годов.

Историческая основа для художественного повествования проработана автором очень тщательно. Но попытки выяснить, за кого и против кого выступает автор, не увенчаются успехом. «И как такое возможно? — спросит потенциальный читатель, знакомый с политическими взглядами Прилепина. — Он уклонился от выбора?» Не уклонился. Он для того и писал этот роман, чтобы сделать свой выбор. И нас перед выбором поставить.

Роман-тест

В определённом смысле «Обитель» Прилепина — это роман-тест, который предложен читателю для самопроверки. Многие, услышав о романе, не решились мысленно и эмоционально приблизиться к тому роковому времени и месту, где был основан первый советский концлагерь СЛОН, и читать «Обитель» не стали. Можно сказать, тест не прошли. Другие не просто прочли этот роман Прилепина, а «проглотили» его за считанные дни. Третьи не только прочли, но стали об «Обители» писать. Очень по-разному, но вдумчиво и искренне. Теперь уже ясно: у «Обители» будет большое будущее, потому что Прилепин написал роман о нас. О нас всех по отдельности и обо всех нас вместе. И о тех, кто был раньше нас, и о тех, кто, помня о нас, будет после нас.

Тому, как важна память сердца, автор посвятил ключевой образ «Обители» — подобный покрову, прадедовский тулуп, под которым и надёжно, и тепло, и даже сытно.

Выбросив этот «ядрёный, шерстяной, дремучий тулуп» за ветхостью, осознаёшь, как необходим он вместе с тем «духом», который ощутим не столько в запахе, сколько в чём-то неповторимом и вечном. Как быть нам с «грузом прошлого»? Как шагать вперёд под его тяжестью? Автор пишет о тулупе: «был он старьё старьём и пах ужасно». Да, не всё, чего касались руки прапрапрадедов, можно сохранить в веках, но чтить прошлое — неизбывная обязанность. В этом автор нас убеждает. И если не чтить, то честно нести его груз. Даже если твой предок — Эйхманис.

Не судить прошлое («пусть мёртвые погребают своих мертвецов» (Мф. 8:21-22), а созидать будущее настроен автор «Обители». Ад лагеря в романе показан как одна из форм жизни. Роты лагеря — круги ада. Даже для вольнонаемных ИСО нет «райской» жизни, и зверства над подвластными есть стремление хоть на короткий срок побывать в верхнем круге. Палачи и жертвы могут поменяться местами, но ненависть к мучителю не приносит облегчения: «Я сердился на Бурцева, желал ему дурного, — размышлял Артём. — А теперь он — труп в земле. На кого я сердился, на труп? И вся моя раздражённость — её же закопали вместе с Бурцевым, или моё желчное чувство к нему, теперь осиротевшее, вернулось ко мне? И всю эту ржавь мне носить при себе, потому что деть её некуда и соскоблить нельзя?»

Хождение по мукам и его смысл

Каждый день для любого заключенного — цепь поминутных испытаний, в результате которых он может оказаться в более сложных условиях, чем те, в коих заключена и без того во всех смыслах невыносимая его участь. А причиной тому может стать невинная реплика, неловкий взгляд, случайный жест, невыгодное соседство. «Вы сами себя мучаете лучше любого чекиста!» — кричит Эйхманис, утверждая свою мысль о том, что в Соловецком лагере — лаборатории — заключённые должны «в труде спасаться», и для этого им созданы все условия.

Главный герой романа Артём Горяинов в постижении смысла бытия в «обители» проходит несколько этапов. Вначале им владеет страх, но сила, сообразительность и сноровка помогают держаться на плаву. Подпав под обаяние Эйхманиса, Артём получает надежду на более спокойную жизнь в качестве его приближённого. В приближённости к власти он теряет свою независимость. И отношения с Галей начинают строиться из его желания использовать её. Василий Петрович пытается Артёма отрезвить: «Их всех сюда же и посадят. И здесь же и зароют. И вы так будете сидеть: и Эйхманис твой, и ты, глупец, с ними! Этот монастырь передавит всех, кто возомнил о себе!».

В ряду нескольких десятков героев «Обители» наиболее последовательным в определении смысла немыслимых мучений показан священник Иоанн. Он проповедует любовь с неослабеваемой силой веры. «И не обозлись за весь этот непорядок вокруг тебя, — научает он Артёма. — Если Господь показывает тебе весь этот непорядок — значит, Он хочет побудить тебя к восстановлению порядка в твоём сердце».

…Как спастись?

Отцу Иоанну автор доверяет высказать универсальный план спасения для применения в любых условиях и не только в отражённую в романе эпоху: «Я вот так размышляю: ты не согрешил сегодня — и Русь устояла».

Исторический фон, скрупулезно проработанный и филигранно выписанный автором, избран неслучайно. Эпоха великих потрясений ярче и объёмней позволяет выявить человеческое и бесчеловечное в человеке. «Соловки хороши тем, что здесь все видны, как голые, и раздевать не надо. Я сам, — признавался владычка, — воспринял Соловки как суровую школу добродетелей — терпения, трудолюбия, воздержания. Благодарю Бога, что попал сюда — здесь могилы праведников, на эти иконы крестились угодники и подвижники, — а я молюсь перед ними».

Все герои «Обители» — грешники. Сцена общей исповеди, представленная в романе, без преувеличения грандиозна: «всякий стремился быть громче и слышнее другого», чтобы раскаяться во грехах. А утром, в которое уже не пришлось проснуться владычке Иоанну, «все вставали тихие, с лицами запаренными и чуть помятыми, но глазами чистыми, полными влаги, — как бывает после бани». Не испытавший истинного раскаяния Артём ещё поплутает по жизни и окажется в бегах, но в финале обретёт силу жертвенности и отдаст Захару своё восьмое место в строю, в котором каждый десятый назначен к расстрелу. Он станет десятым осознанно и спокойно [1]. «Ты!» — велел служивый, ткнув Артёма пальцем. Перед Артёмом расступились так уважительно, как никогда в жизни. Он вышел вперёд».

Писатель-политик

В нескольких рецензиях и отзывах на «Обитель» была высказана мысль о том, что «Прилепин-писатель возвышается над Прилепиным-политиком» [2]. Это суждение не представляется справедливым, поскольку автор "Обители", пишущий под псевдонимом "Захар Прилепин", является человеком, активно включённым в жизнь своей страны и участвует в управлении государством на самом широком поприще — и в творчестве, и в жизни [3]. И в этом художественном тексте он тоже проявил себя как политик. Мы помним его меткое замечание, высказанное ровно два года назад, о роли главного политического лидера отражённой в романе "Обитель" эпохи: «ты положил в семь слоёв русских людей, чтобы спасти жизнь нашему семени» [4]. Почему это было в нашей истории? Кто-то же написал восемь (по другим сведениям — четыре) миллионов доносов [5]? А почему наш сегодняшний день изобилует множеством примеров дикости и безответственности самых различных проявлений? Эти политические вопросы поставлены перед нами автором «Обители».

В примечаниях к своему роману Прилепин задаёт нам финальный вопрос: «Если бы я смотрел на всё случившееся изнутри другой головы, глазами Эйхманиса? Галины? Бурцева? Мезерницкого? Афанасьева? — это была бы другая история? Другая жизнь? Или всё та же?». Вполне соглашаясь с тем, что «из цитат романа можно выстроить любую модель России» [6], заметим, что Прилепин помогает каждому из нас думать своей головой. И о себе, и о России. Спасибо ему за этот огромный труд!

Сноски и примечания

1. Андрей Рудалев, однако, считает иначе: «В финале он [Артём] стал безразличным ко всему, обмельчал, стерся, потерял лицо: «сам пропал, как будто его потянули за нитку и распустили». Осознавая свои грехи, в которых он «как в орденах», Артём не нашел силы для избавления от них и потерял себя» (Андрей Рудалев. «Обитель» Захара Прилепина http://www.km.ru/books/obitel)

2. Владимир Бондаренко. Власть Соловецкая http://zavtra.ru/content/view/vlast-solovetskaya/

3. «А роман Захар Прилепин написал, конечно, патриотический. Не в декоративном, а в самом изначальном смысле — полный беспокойной любви к своему» (Алексей Колобродов. Соловецкие пляски. http://svpressa.ru/culture/article/85562/?aam=1). Как сказал Захар Прилепин на встрече со студентами отделения журналистики Нижегородского государственного лингвистического университета в формате Всероссийского конкурса студенческой прессы «Первая полоса», он считает географию и демографию основными направлениями совершенствования жизни в России и лично в меру сил работает в этих направлениях.

4. Захар Прилепин. Письмо товарищу Сталину http://svpressa.ru/society/article/57411/

5. Александр Полуполтинных. Сталин, конечно, преступник. Но кто написал восемь миллионов доносов? http://str-albatros.livejournal.com/203563.html

6. Владимир Бондаренко. Власть Соловецкая http://svpressa.ru/blogs/article/85805/

Источник: mk.ru

This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Ссылка на первоисточник
наверх